частный автомастер
»
Статьи »
Диагностируем автомобиль
Диагностируем автомобиль
В этой статье речь пойдёт о комплексной проверке системы управления
узлами и механизмами автомобиля. Будут рассматриваться методы
диагностики, а также приборы и приспособления, применяемые для этого.
Диагностируем автомобиль
Современные автомобили под завязку
напичканы электроникой. Она управляет практически всеми его
составляющими. Для того, что бы все элементы управления работали без
сбоев, в плановое ТО включена диагностика автомобиля. Также она
применяется для поиска возникших неисправностей.
Немного об электронных системах управления
Во главе системы управления находится бортовой компьютер. Он управляет
контроллерами двигателя, автоматической коробки передач, анти
блокировочной системы тормозов, системы курсовой устойчивости
автомобиля, климат контроля, центрального замка и т.д. и т.п.
До начала 90-х годов прошлого века, всё это хозяйство обменивалось между
собой информацией и управляющими сигналами по индивидуальным жгутам.
Контроллер каждого агрегата и узла был связан с бортовым компьютером
множеством проводов. В сумме, эти провода тянутся на многие десятки
метров, немало весят и очень дороги из-за применения в них цветных
металлов. А также подвержены помехам, искажающим сигналы.
В 1991 году Robert Bosch GmbH стала внедрять в автомобили свою
разработку, высокоскоростную, помехозащищённую шину CAN передачи данных.
Теперь бортовой компьютер получает данные и посылает команды
контроллерам по одной витой паре проводов. Все сигналы в этой паре
закодированы. На входе каждого контроллера стоит свой декодер,
посредством которого контроллер получает команды и передаёт данные. Т.к.
контроллеры находятся в непосредственной близости от датчиков и
исполнительных механизмов, то длина электропроводки автомобиля
сокращается в разы, как и увеличивается быстродействие системы
управления.
Практически все современные системы управления поддерживают
самодиагностику по международному интерфейсу OBD II. По результатам
самодиагностики, при наличии сбоев сигналов датчиков и цепей управления
исполнительных механизмов, в память блока управления, в системе которого
был сбой, заносится код неисправности.
Коротко о диагностике
Основными инструментами, при помощи
которых производится диагностика автомобиля, являются персональный
компьютер и диагностический сканер. При помощи сканера и специальной
программы для ПК диагноста, последний соединяется с бортовым компьютером
автомобиля. Также выпускается множество сканеров со встроенным экраном,
клавиатурой и даже принтером. Они работают с системами управления без
ПК.
Проверка системы, начинается с опроса всех блоков управления автомобиля.
Если к работе автомобиля претензий нет, а ни в одном блоке управления
не занесён код неисправности, то на этом проверка системы заканчивается.
Есть неисправность, найдём, где она
Когда с автомобилем явные
проблемы, в ход идёт дополнительное оборудование. Например, в памяти
блока управления двигателем занесён код Р0301. По OBD II это значит, что
обнаружены пропуски воспламенения в 1-м цилиндре мотора. По сути, в 1-м
цилиндре рабочая смесь не воспламеняется, и цилиндр не участвует во
вращении коленвала . Это и фиксирует система управления.
Но отсутствие воспламенения может быть по нескольким причинам. Это
отсутствие искры, компрессии, или подачи топлива. Для точного
определения виновника данной неисправности может применяться
компрессометр, мотор тестер, разрядник, топливный манометр.
Наличие (отсутствие) искры легко проверяется на разряднике. Какая
компрессия в проблемном цилиндре, покажет компрессометр. Баланс форсунки
проверяется по падению давления в топливной рампе, наблюдая его по
контрольному топливному манометру. Предварительно, со сканера включается
топливный электронасос, а после подаётся управляющий сигнал на
форсунку. Величину падения давления сравнивают с падением давления
остальных форсунок.
Если этих проверок не достаточно, то при помощи мотортестера проводится
углубленное изучение осциллограмм системы зажигания, датчиков давления и
разряжения, а также управляющего сигнала форсунки. Диагностика
автомобиля в данном случае, может проводиться при помощи бороскопа, мини
камерой которого через свечное отверстие можно осмотреть состояние
клапанов, поршня и стенок цилиндра.
Для выполнения этой работы нужно знать не только электронную систему управления, но также как устроен и работает двигатель. 10.12.2024